Церковь (от греч. kyriake (oikIa)- божий дом) - 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки церкви: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к церкви, на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян).

Церковь Айи-Теодори (Древние Афины). 1065 год.

Церковь (от греч. kyriake (oikIa)- божий дом) - 2) здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы церкви, состоящих, как минимум, из алтарной части, ориентированной на восток, и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще церковь - комплекс из многих взаимосвязанных частей (капелла, крипта, придел, трапезная и т.п.). Главная христианская церковь города или монастыря называется собором. Лютеранские церковь обычно называются кирками или кирхами, польские католические церковь - костелами.

На рисунке - Церковь Айи-Теодори (Древние Афины). 1065 год.

Деревянная церковь с двойным каркасом (Боргунн, Норвегия). 1150 год.

Во всех исторических антагонистических социальных системах церковь была связана с господствующими классами, выполняла важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В нынешнее время церковь осуществляет исключительно религиозные функции, но тем не менее имеет немалое влияние на идеологию и политику государства. Религиозные организации, представляющие собой объединения верующих, имеют единственную цель - совместное отправление религиозного культа. В большинстве стран церковь отделена от государства.

На рисунке - Деревянная церковь с двойным каркасом (Боргунн, Норвегия). 1150 год.

Интерьер церкви Олевисте (Эстония). 13 век.

Церковь окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой. Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К церкви принадлежали все члены общества (отлучение от церкви являлось наказанием; все, отошедшие от нее, квалифицировались как "еретики"). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной церкви в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Церкви противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от нее, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя. Большинство сект, в отличие от церкви, формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.

На рисунке - Интерьер церкви Олевисте (Эстония). 13 век.

При капитализме положение церкви (как и других религиозных организаций) существенно меняется. Церковь утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран (Франция, США и другие) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает "религиозный плюрализм", при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь церкви, с господствующим классом.

Церковь Бет Гиоргис (Эфиопия). 12 век.

Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия - все это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к церкви многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между церквями и сектами. Церковь фактически перестает включать все население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.

На рисунке - Церковь Бет Гиоргис (Эфиопия). 12 век.

Крупнейшие христианские церкви: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая, армянская апостольская церковь, протестантские церкви (англиканская церковь, лютеранская церковь, кальвинистская церковь). В протестантизме многие секты преобразовываются в церкви (методисты, баптисты, меннониты).

Церковь Ризполжения. 1486 год.

В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит, и автономного религиозного коллектива в лице церкви).

На рисунке - Церковь Ризполжения. 1486 год.

28.07.2004
Hosted by uCoz