Атеизм (от греч. а - отрицательная частица и theos - бог; буквально - безбожие) - отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии.

Атеизм как система взглядов изменялся на всем протяжении истории. Это изменение было тесно связано с характером религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи. Атеизм не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религиозных догм, осуждение религиозной нетерпимости, критика церковных обрядов и т.п.), которые могут близко соприкасаться с атеизмом, а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию. Составными частями атеизма являются философская, историческая и естественнонаучная критика религии.

Атеизм в чистом виде в древности встречается крайне редко. Чаще можно наблюдать различные формы религиозного вольнодумства, как это было в Древней Греции (Ксенофан, Демокрит). В средневековье атеизм также практически не встречается, можно лишь проследить тенденции свободомыслия в ереси различных религиозных течений, которые жестоко преследовались христианской инквизицией.

Становление капиталистического способа производства требовало развития науки, что привело к ее столкновению с церковью и религиозной догматикой. Работы Коперника, Бруно, Галилея и других, обосновывавшие гелиоцентрическую картину мира, сыграли выдающуюся роль в подрыве духовной диктатуры церкви.

Выдающимся представителем атеизма в 19 веке был Л.Фейербах, который подверг критике религию и идеализм с позиций антропологического материализма ("Сущность христианства", 1841). Ключ к объяснению религии Фейербах видел в "самоотчуждении" человека, проекции человеческих чувств и желаний в образах фантастических существ - богов. Ограниченность антропологического понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиционную религию новой "религией человеколюбия".

Разработанное К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории привело к выработке научных взглядов на религию как социальное явление, что послужило мощним толчком для развития и укрепления атеизма.

>26.07.2004
Hosted by uCoz