Мифология (греч. mythologIa, от mYthos - предание, сказание и lOgos - слово, рассказ, учение) - фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы.

Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на все окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как одушевленные, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В мифологии эти представления получили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всем его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т.д.: славянский Велес (Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада или абхазский Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Новой Зеландии, в Нигерии и у многих других народов мира.

Обобщающие понятия в мифологии возникали постепенно. Первоначальными формами мифологии были фетишизм (когда одушевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от "идеи" самой вещи), тотемизм (фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или племени). Более высокой ступенью развития мифологии явился анимизм, когда человек стал отделять "идею" вещи от самой вещи.

В связи с дальнейшим ростом обобщающего и абстрагирующего мышления создавалась уже иная ступень мифологической абстракции. Она доходила до представления о каком-нибудь одном "отце людей и богов", хотя на этой ступени образы таких мифологических владык содержали в себе массу остатков фетишистской и анимистической старины и были лишены предельной абсолютизации. Таким предстал олимпийский Зевс, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир, а других богов подчинивший себе в качестве своих детей. У Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт этого Зевса, делающих его фигуру исторически сложной и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху патриархата в Полинезии, на Таити, у якутов, у африканских племен под разными именами, с разными функциями и с разной степенью мифологической абстракции.

Развитие мифологии шло от хаотического, дисгармоничного к упорядоченному, соразмерному, гармоничному, в чем можно убедиться при сравнении мифологических образов разных исторических периодов. Мифологические образы эпохи матриархата характеризовались неуклюжими, а часто даже уродливыми формами и были весьма далеки от позднейшей пластической гармонии. Трехглавые, четырехглавые и пятидесятиглавые, сторукие, а также всякого рода злые и мстительные чудовища или получудовища встречались в мировой мифологии эпохи матриархата очень часто (например, в Древнем Вавилоне - звероподобная властительница мира Тиамат, в Австралии - одноногий дух-убийца, на Таити - бог Оро, требующий кровавых жертв, в Северной Америке - семь гигантских братьев-людоедов и т.д.). В эпоху патриархата зародились и оформились представления о героической личности, которая побеждает силы природы, до тех пор казавшиеся непобедимыми, сознательно организует общественную жизнь, а также защиту данной общины от враждебных сил природы и соседних племен. Например, вавилонский Мардук убивает чудовищную Тиамат, создавая из ее тела небо и землю. В Вавилоне же возник знаменитый эпос о герое Гильгамеше. Иранский бог Митра борется со злыми духами и побеждает страшного быка. Египетский бог Ра сражается с подземным змеем Апопом. Древнегреческий Зевс побеждает титанов, гигантов и Тифона; совершает свои 12 подвигов Геракл. Германский Сигурд убивает дракона Фафнира, Илья Муромец - Змея Горыныча и т.д. Однако дошедшие до нас мифы представляют собой сложный комплекс напластований (рудиментов) различных эпох, например миф о критском Минотавре. Бычья голова Минотавра свидетельствует о том, что происхождение данного образа относится к периоду раннего матриархата, когда человек еще не отличал себя от животных. Минотавр изображается со звездами и носит имя Звездного - это уже космическое обобщение. Минотавра убивает герой Тесей - эта часть мифа могла возникнуть только в период патриархата.

Мифологическое мышление очень рано пришло к разного рода историческим и космогоническим обобщениям. С переходом людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках (исторический миф). Создавалась мифология о сменах прежних божественных и демонических поколений (мифология космогоническая и теогоническая). Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни привели к возникновению мифологии эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытно общинного строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как произошел человек, мир, в чем тайна жизни и смерти и т.д.

В первобытнообщинной формации мифология была своего рода наивной верой, единственной формой идеологии. В раннеклассовом обществе мифология стала аллегорической формой выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и литературе. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное оформление и использование. Например, Афина Паллада у Эсхила оказалась богиней восходящих демократических Афин, а образ Прометея был наделен Эсхилом передовыми и даже революционными идеями. В этом смысле мифология никогда не умирала, мифологические образы и поныне используются современными политическими деятелями, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеческого бытия, мифология рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях и радостях.

Научный подход к изучению мифологии возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 века в Европе изучалась главным образом античная мифология; знакомство с историей, культурой и мифологией Египта, народов Америки, Востока дало возможность перейти к сравнительному изучению мифологии разных народов. В 18 веке историческое понимание мифологии дал итальянский философ Дж.Вико. В сравнении с теорией Вико французского просвещение с его отказом от исторического подхода, рассматривавшее мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие, представляло собой шаг назад (Б.Фонтенель, Вольтер, Д.Дидро, Ш.Монтескье и другие). Напротив, английский поэт Дж.Макферсон, немецкий писатель и философ И.Г.Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости. Романтизм усилил интерес к мифологии. Началось собирание и изложение народных сказаний, легенд, сказок и мифов, стала складываться так называемая мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник национальной культуры и привлекавшая мифологию для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (ее первые представители: немецкие ученые К.Брентано, братья Гримм, Л.Арним и другие).

В рамках мифологической школы в середине 19 века возник ряд позитивистских мифологических теорий: солярно-метеорологическая теория (немецкие ученые А.Кун, М.Мюллер, русские - Ф.И.Буслаев, Л.Ф.Воеводский, О.Ф.Миллер и другие), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономических и атмосферных явлений; теория "низшей мифологии" или "демонологическая" (немецкие ученые В.Шварц, В.Манхардт и другие), которая представляла мифы как отражение самых обыденных явлений жизни; анимистическая теория, сторонники которой переносили представления о человеческой душе на всю природу (английские ученые Э.Тайлор, Г.Спенсер, Э.Лэнг, немецкий - Л.Фробениус, русский - В.Клингер и другие). Широкую популярность получила в 19 веке историко-филологическая теория (немецкие ученые Г.Узенер, У.Виламовиц-Меллендорф и другие, русские - В.Властов, Ф.Ф.Зелинский, Е.Г.Кагаров, С.А.Жебелев, Н.И.Новосадский, И.И.Толстой и другие), использовавшая методы литературного и лингвистического анализа при изучении мифов.

Современные теории базируются исключительно на логических и психологических данных истории человеческого сознания, вследствие чего мифология истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла быть на заре человеческой истории. Эти теории носят, как правило, абстрактный и антиисторический характер. Среди психологических теорий 20 века большой популярностью пользовалась концепция австрийского ученого З.Фрейда, которая все процессы социальной жизни, культуры сводила к психической жизни индивидуума, выдвигала на первый план подсознательные, по преимуществу сексуальные потребности, которые якобы являются единственным фактором всего сознательного поведения человека. Один из крупнейших фрейдистов швейцарский ученый К.Юнг видел в мифологии выражение бессознательной фантазии первобытного человеческого коллектива. В противоположность фрейдизму "дологическая теория" (конец 20-30-x гг. 20 в.) французского ученого Л.Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль якобы основана только на феноменальной памяти и на ассоциациях по смежности. Большое распространение имеет культурно-историческая теория мифообразования (английские ученые Дж.Фрейзер, Г.Р.Леви, Б.К.Малиновский, французские - Ж.Дюмезиль, П.Сентив, американский - Р.Карпентер и другие). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магического обряда. Структурная типология мифа (французский ученый К.Леви-Строс в трудах 50 - начала 70-x гг. 20 в.) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Мифологические теории мировой науки, используя для объяснения мифологии ту или иную способность или деятельность отдельного человека (сексуальную, аффективно-волевую, умственную, религиозную, научную и т.д.), дают объяснение какой-нибудь только одной стороны мифотворчества.

Ни одна из этих концепций не может объяснить социальную сущность мифологии, ибо объяснения следует искать не в отдельных способностях человеческого духа, а в социальных условиях, породивших идеологию того или иного общества и, следовательно, составную ее часть - мифологию.

27.07.2004
Hosted by uCoz