Гностицизм (от греч. gnostikos - познающий), общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с гностицизмом. В 1945-46 годах в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностических текстов.

Происхождение гностицизма и существование независимого от христианства языческого или иудаистского гностицизма неясны. Внутри христианства гностические тенденции заметны уже в самый ранний его период; наивысшего развития они достигают во 2 веке. Помимо влияния восточных религиозных мистерий, для гностицизма характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является, прежде всего, Христос, но его призыву следуют лишь "духовные" люди ("пневматики"), тогда как не принявшие гностического посвящения "душевные" люди вместо подлинного "познания" достигают лишь "веры", а "плотские" люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

Ко 2 веку относится деятельность гностиков Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и других. Позднейшей формой гностицизма можно считать персидское манихейство. Во 2 веке гностицизм был преодолен христианством, однако скрытая гностическая традиция продолжает существовать вплоть до позднего средневековья. Влияние гностицизма прослеживается в позднейшей неортодоксальной христианской мистике - у немецких философов Я.Бёме, Ф.Баадера, Ф.В.Шеллинга; несомненны точки соприкосновения гностицизма с идеями антропософии и теософии. Отдельные гностические мотивы развивались русской религиозной философией (В.Соловьевым и его последователями), немецким философом Л.Циглером.

Абраксас, Абрасакс (греч.) - имя космологического существа в представлениях гностиков (1-3 вв.). Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект - последователей Василида, 2 в., Сирия). Абраксас - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своем лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово "Абраксас" семи греческих букв (1+2+100+1+60+1+200) дает 365 - число дней в году ("целокупность мирового времни"), а также число небес ("целокупность мирового пространства") и соответствующих небесам эонов ("целокупность духовного мира"). "Космический" характер семерки как общего числа букв подчеркивает придававшийся имени Абраксаса смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Имя Абраксаса и его иконографический образ (существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног), известный по изображениям на геммах-амулетах, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества.

11.01.2005
Hosted by uCoz